Сайт величайшего кинорежиссера мира Мои фантастические рассказы Из всех произведений
древнерусской литературы наиболее известным является, без сомнений, « Слово о
полку Игореве». Литература,
посвященная как отдельным вопросам так и « Слову» в целом, поистине необъятна. И, тем не менее,
нерешенных задач осталось еще очень и очень много. Многие из
них связаны с фигурой Всеслава Полоцкого, о котором и пойдет речь в данной
работе. 1.
Исторические
данные. Летописные данные о его
биографии скудны, разрознены и содержаться в основном в пристрастных к князю
киевских летописях. Но во время знакомства с ними не оставляет ощущение, что это
– готовый сюжет для авантюрного романа, а то и вовсе эпоса.
Итак… Всеслав был потомком несчастной Рогнеды, задевшей самолюбие Владимира (тогда еще не
святого). Гордая княжна отказалась выйти замуж за сына рабыни, в ответ Владимир
взял город приступом и
изнасиловал неприступную
красавицу на глазах у родителей, которых затем убил. Таким вот своеобразным
образом и стала Рогнеда женой Владимира. Позднее,
кстати, она покушалась на муженька, за что и была выселена подальше. Правда,
летопись утверждает, что все это от несчастной любви и ревности к любвеобильному
«святому». Как бы тони было, но потомки Владимира по линии Рогнеды особой любви к «родственничкам» не испытывали.
Трудно их за это осуждать. Их сын
Брячислав получил в удельное правление Полоцк. Его
внук Всеслав заступил на престол в 1044 году. Чем же он так
интересен? Он был
князем-язычником в насильно
христианизированной феодальной верхушкой
стране. Еще при жизни он приобрел репутацию опасного чародея, а после
смерти превратился в эпического,
былинного героя Волха Всеславьича. Он также, как я постараюсь доказать в
дальнейшем, был патриотом родной страны, что было редкостью в пору непрестанных
феодальных усобиц. Ну и окончательно стал Всеслав легендой благодаря событиям 15
сентября 1068 года (дата по старому стилю). Но о них речь пойдет
позднее…
Интригуют уже сообщения о рождении нашего героя. По мнению летописца,
родился Всеслав от волхования и имел на голове «язвено»,
прикрываемое специальной повязкой. Якобы именно это язвено и делало Всеслава немилосердным на кровопролитие. Что
ж, проверим…
«Немилосердные рати», по выражению летописца, Всеслав начал в 1065 году. Уже в 1067 году он, по
примеру собственного отца, занял и разграбил Новгород. Множество пленных было
уведено в полон, не пощажен даже Софийский собор. Не надо, впрочем, забывать,
что в то время не существовало представления о единой
нации. А религиозное назначение Софии для князя-язычника аргументом не являлось
ничуть не более, чем религиозное значение языческих
капищ для древних, да и современных фанатиков-христиан. Отцу Всеслава, Брячиславу, впрочем, воспользоваться плодами победы не
удалось – Ярослав, выступив из Киева, разбил его на берегах реки Судомы. Спастись Брячиславу
удалось лишь при помощи некоего Эймунда, очевидно,
варяжского наемника. Сыну Брячислава повезло немногим
более – трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволд) разбили Всеслава в жестокой битве на Немиге,
красочно описанной в «Слове о полку Игореве». Победители целовали крест, что не
будут преследовать Всеслава, но нарушили обещание. Так и оказался Всеслав с
сыновьями в застенке киевского князя. Отметим, что битва случилась в 1067
году. Уже в следующем, 1068
году, Ярославичи были разбиты половцами, в чем летописец усматривает кару за
вероломство. Киевляне потребовали: « Вот половцы хозяйничают на нашей земле….
Так дай же нам, князь, оружие и коней, и
мы снова будем биться с ними!» Князь отказал. Его
резоны нам неизвестны, но решение
это было ошибкой. Киевляне восстали, заявив князю, по старому обычаю: «
Ступай, княже, прочь – путь тебе чист». Всеслав, волею
восставшего народа, оказался на
киевском столе. Остается открытым вопрос, хотел ли этого сам Всеслав, но спорить
с восставшим народом было бы не разумно. Правление
Всеслава в летописях, прошедших позднее редактирование Ярославичей, отражено слабо. К тому же оно не было и
особо продолжительным – через семь месяцев Изяслав,
опираясь на поддержку польского
короля Болеслава, предпринял успешную попытку вернуть
престол. Решающая битва должна была произойти у Белогорода,
но… Всеслав, по сообщению летописи, бежал под покровом ночи, бросив войско на
произвол судьбы. Поступок этот можно объяснять и оценивать по-разному, но и
приводить чужаков на Русь – не самый достойный поступок. Впрочем, до нельзя
типичный для князей той эпохи. Кстати, Всеслав этим
грехом запятнан не был. Изяслав вернулся на престол, а
Всеслав начал войну за родной Полоцк, в котором правил тогда Святополк Изяславович. Вернул он себе владения только к 1071
году. Умер
Всеслав в 1101 году. «Немилостивый на кровопролитие», по выражению пристрастной
летописи, правил около 50 лет, а
воевал из них всего около 10 – с 1065 по 1071 и с 1077 по 1079 годы. Все
остальное время его интересовал, в основном родное княжество. Не маловато ли для
изверга, каким рисует его заказное перо летописца?
Теперь же очертив общую канву его беспокойной жизни, обратимся к тексту
«Слова о полку Игореве». Каким же рисует Всеслава безымянный древнерусский поэт?
И как понимают его слова различные комментаторы? 2.
Всеслав Полоцкий и «Слово о полку Игореве». Приведем же знаменитый текст и его интерпретацию Д.С.
Лихачевым, как самую распространенную и, к сожалению, наименее
верную. « На
седьмом веке Трояна кинул Всеслав
жребий о девице ему милой…» Траян
истолковывается Лихачевым как языческое божество, а седьмой век – как последний,
т.е. « на исходе языческих времен».
Уже в монографии А.Косорукова содержится ценное замечание: « Если Траян – восточно-славянский языческий бог, «отвечавший» за ведение
войн, то возникает недоуменный вопрос: а разве для богов на Руси хотя бы самый
общий счет времени?... Боги считались бессмертными, и потому логично сделать
вывод об отсутствии в языческой Руси хронологии богов типа «первый век Трояна», «второй век Трояна»
и т.д.» (стр. 126).
К тому же официально Русь уже около 80 лет – христианская страна и
«исходом языческих времен» являлась бы скорее эпоха Владимира, чем Всеслава. А
символика числа «семь», по точному замечанию Косорукова, является скорее
христианской, чем языческой.
Загадка станет понятней, если
произвести небольшой подсчет. Речь идет о событиях 11 века, если вычесть семь столетий, то
получаем приблизительно 4 век – эпоху благоденствия славян и торговли с Римом.
Так, может быть, пресловутый Траян это все же римский император, а не мало кому
известный языческий бог?
«Метнул жребий о девице себе любу» единогласно расшифровывается, как «попытался захватить город», но вот что
это был за город? Существуют разногласия… Лихачев
утверждает, что речь идет о княжении Всеслава в Киеве в 1068 году. Но ведь
Всеслав, строго говоря, не пытался его захватить, не «метал жребий». Он оказался
там по воле бунтующего народа. И, к тому же, приняв это объяснение, мы сталкиваемся с загадкой: почему о
киевской эпопее 1068 года говорится до битве на Немиге,
произошедшей годом ранее? Чего ради автор нарушает
хронологию? Лихачев избегает ответа на этот неудобный вопрос, просто умолчав о
датах событий. Кстати, умолчание о подобных «мелких деталях» вообще является его излюбленной
тактикой. Не получил данный парадокс приемлемого объяснения и у других, лояльных
к концепции Лихачева авторов. Б.А. Рыбаков выдвинул другую гипотезу: речь идет о
Новгороде. Тогда все противоречия снимаются: Новгород действительно Всеслав
пытался захватить, причем было это, разумеется, до битвы на Немиге, вызванной как раз
таки захватом Новгорода. Смысл отрывка в целом становится ясным и глубоким:
автор осуждает Всеслава за усобицу и тут же приводит картину расплаты за
подобное «поведение» - проигранную
агрессором битву. Но, в целом отношение к Всеславу вполне положительное.
Упомянуто – и без попыток осуждения -
пресловутое бегство Всеслава из-под стен Белогорода. Все дело, мне кажется, в том, что Всеславу не
было резона вступать в эту битву – он не искал киевского стола и не видел смысла
губить жизни киевлян в битве, исход которой его не интересовал. Сдаться же он не
мог – плен означал расправу. Альтернативой было только бегство и Всеслав, приняв
подобное решение, показал себя мудрым и лишенным излишней гордыни человеком. Кстати,
употребленное автором определение «
на полночь» по мнению Лихачева,
является указанием времени
суток. Но тогда мы получаем тавтологию, не свойственную точному языку поэта,
поскольку далее он говорит о покрове ночи, тем самым опять же указывая на время.
Напомним, что в языке той эпохи
«полночь» означало также северное направление и, приняв это объяснение, мы
избавляемся от ненужных повторов. Неверно и утверждение Лихачева о том, что Всеслав бежал в Полоцк. Как
говорилось выше, его Всеслав вернул себе только в 1071 году.
Не слышится в голосе
древнерусского поэта осуждения - он прекрасно знал о том, что Всеслава
интересовал исключительно родной Полоцк и запечатлел свое понимание в прекрасных строках,
исполненных подлинной лирической силы. Колокола полоцкого собора Софии,
знаменитой соперницы киевской тезки, Всеслав мог, по словам поэта, слышать даже в Киеве – как еще сильнее
подчеркнуть тоску человека, оторванного от Родины?
Таким образом, мы вынуждены признать, что Всеслав выведен в «Слове…»
отнюдь не с целью осуждения, автор явно
сочувствует ему. Что касается
ехидной якобы цитаты из
Бояна, то многие исследователи признают ее за позднюю
и довольно неуклюжую вставку. В самом деле, что может быть смешнее, чем
осуждение поэтом- язычником князя-язычника с позиций христианской этики? Да и
сам стиль этой вставки не представляется достойным легендарного поэта. Но, раз
уж речь зашла о поэзии – самое время поговорить об отражении Всеслава в зеркале
народной, фольклорной поэзии. Явная
фольклорная струя чувствуется уже в летописном сообщении о рождении Всеслава от волхования. И в «Слове
о полку Игореве» князь прямо именуется оборотнем. Меж тем, оборотничество – крайне распространенный вид военной магии,
известный у скандинавов, славян и многих других народов. Проявился образ Всеслава и в
былинах. Общеизвестная былина о Волхе Всеславьиче рисует его крайне могущественным магом,
способном, к примеру, кормить всю дружину, охотясь в зверином обличье. К
тому же сюжетом этой былины является далекий военный поход, что говорит об
устойчивой репутации полководца. Все это, как и говорящая замена имени
на волхв, т.е. жрец, говорит о
явной устойчивой репутации чародея. Возможно, что и на киевском столе он
оказался, благодаря, в том
числе, репутации язычника. Общеизвестно, что в ту эпоху народная масса
оставалась языческой, и все социальные возмущения приобретали и религиозные
оттенки. Некоторые исследователи, в частности,
Якобсон, говорят о существовании целого эпоса, посвященного Всеславу. К
сожалению, посвященная ему литература мало доступна. Стал
Всеслав и персонажем нескольких художественных книг, но они скучны – авторы
придерживаются ортодоксальных взглядов. А один даже «окрестил»
Всеслава. Если у кого-то есть информация, связанная
с этой фигурой пишите на адрес: basilisc@yandex.ru , это поможет мне в
исследованиях. Так же я буду рад
желающим обсудить эту статью – пишите мне лично или на форуме.
|