Василиск. Сексуальные практики в архаических культурах.
Главная
Гостевая книга
Форум
Чат


Обо мне

О кино

О литературе

О музыке

О религии

О фолк музыке

Анкета: славянское язычество сегодня

Об обществе и государстве

Рагнар Рыжебородый

Статья о Всеславе

Гром, совершенный разум

Каталог дисков

Ссылки


Сайт величайшего кинорежиссера мира
Мои фантастические рассказы


Сексуальность - один из главных ключей к человеческому поведению и мышлению и это прекрасно осознавали все социальные системы, особенно тоталитарные. Системы сексуальных табу входили и входят как обязательный компонент в любые системы табу архаических племен. Нас будет интересовать только один аспект этой проблемы - система сексуальных практик и табу, связанных с древнескандинавской практикой Сейда.
До сих пор ведутся дискуссии о смысле термина "эрги". Применительно к интересующей нас практике он означает некие сексуальные практики, воспринимающиеся как "порочные, недостойные мужчины". Но о непосредственной сути этих практик источники молчат, оставляя широкое поле для догадок. Впрочем, типологический метод позволяет приблизиться к решению. Первое что мы должны проделать это проанализировать само понятие сексуальных извращений.

1. Представление о сексуальной норме и извращении.

Для современного европейца характерно считать свое представление о сексуальной норме и извращении априори единственно верным, природным и т.п. На самом деле эта концепция не является не только природной, но даже исконно европейской. Ее корни - в иудео-христианской системе ценностей.
Иудаизм является одной из наиболее жестких патриархальных религиозных систем, с почти полностью подавленным матриархальным началом. Женщина в иудаизме неразрывно связана со злом, преступлением, богохульством. Отсюда и установка на восприятие секса как чего-то замаранного, но необходимого для продолжения рода. И только для этого. Схожих воззрений придерживались греческие философы, что и привело их к гомосексуальности. В теократической системе иудаизма это привело к сознательному и жесткому подавлению сексуальных импульсов, что приводит, как правило, к перерождению их в импульсы агрессивные. Не отсюда ли феноменальная жестокость описанных в библии израильских завоеваний?
Крайней формой этого воззрения является объявление извращением всего кроме "миссионерской позы". В наше время установка изменилась - гомосексуальность по-прежнему грех, но все формы гетеросексуальности если и грех то простительный. Правда остается явно запретной полигамия, несмотря на то, что практически каждый вступал во внебрачные половые связи. "Искупляющий" фактор здесь - чувство вины и неправильности, позволяющие легко контролировать "грешника". На локальном семейном уровне это вызывает повышенную внимательность к законному партнеру, отсюда и, казалось бы, парадоксальное утверждение "хорошая измена укрепляет брак". На самом деле концепция моногамии характерна для высокоразвитых обществ с относительно высоким уровнем жизни и необходимостью контроля над уровнем рождаемости. Отсюда полигамия мусульман - во времена пророка смертность была особенно высока среди мужчин и полигамия хоть как-то компенсировала убыль населения. В наше время социальных программ стоит скорее необходимость прямо противоположного свойства - как избежать перенаселенности и вырождения? Отсюда и моногамия. Отсюда же, кстати, и активизация фашистов, социал-дарвинистов и прочих борцов с вредными генами инвалидов. На деле этот страх иррационален, но с точки зрения общества - полезный и необходимый механизм.
Все это приводит к вопросу, каковы же тогда были воззрения наших предков? И как они отразились на их магико-религиозных практиках?

2.Традиционнные практики северных народов.

У северных народов существует шаманская практика сейда, напрямую связанная с сексуальными табу неясного свойства. Последователям этой практики приписываются некие сексуальные приемы, под названием "эрги". Этот термин однозначно переводят как "позорные", но осути этих практик умалчивают. Большинство исследователей приписывают сейдманам гомосексуализм, но так ли все просто на самом деле? Вспомним еще раз знаменитые строки "Старшей Эдды", цитируемые когда речь заходит о шаманизме. В "Перебранке Локи" скандалист обвиняет Одина в том, что он бил в бубен как женщина, муж женовидный. Но как понимать эти строки? Очевидно шаманизм был более свойственнен женщинам, причем ( в подтверждение гипотезы о внескандинавском происхождении сейда) упоминается , что было это гна чужбине. Эта деталь заставляет нас предположить, что речь идет о более примитивном , матриархальном племени, в котором еще сохранились архаичные культы Богини.
Еще одна деталь - формулировка "муж женовидный". Такое впечатление, что разбираемая практика порочна не сама по себе, а в силу своей не приемлемости для воина. В самом деле - гомосексуализм военизированных обществ не поосто распостранен, его можно назвать скорее привычным: вспомним, хотябы античную Спарту. Либо позорность заключалась в "женовидности", т.е. пассивной роли ( наподобие современных тюрем, где активная роль не рассматривается как позор - и даже наоборот: право "опустить" или хотя бы пригрозить этим - какая-никая , но власть), либо в чем то еще. Кто то из исследователей предположил, что дело здесь в неприменимости трансовых практик в условиях боя, но мне кажется дело здесь глубже…
Сейд являлся непонятной, языческой практикой чужого народа и вызывал как опасения ( в силу непонятности), так и насмешку, желание унизить, благо народ этот был побежден. Вероятно этим и объясняется признание сексуальных практик сейдманов позорными - они табу уже потому что чужие. На самом же деле их суть была несколько иной.
Не вызывает никаких сомнений в сути культа, стоявшего за сейд-магией. Это почитание Великой Богини, извечная матриархальная религия. Драгоценно в сейде ( и аналогичных ему практиках других народов) иное - потивоположный пол не объявлялся низшим и испорченным. Шаман " компенсировал" свою половую принадлежность тем, что почитал Богиню. Другой вопрос как именно: я считаю, ( на основании, хотя бы, преданий об обучении Одина Фрейей), что речь идет о ритуальной половой связи между Богиней и почитателем. Возможно, впрочем, что он действительно уподоблялся женщине по своему половому поведению, но мне это кажется менее вероятным. Больше похоже на злобные насмешки " конкурентов" от религии, благо христиане объявляли гомосексуалистами всех под ряд - от язычников до еретиков. Зачастую при этом являясь ими сами - вот уж воистину: у кого что болит…
Ценность этих практик в другом, но прежде чем перейти к заключению я позволю себе сравнение из извечной индо-европейской легендой. Речь идет об Андрогине.

3.Миф об Андрогине.

Осмысление разницы полов - один из наиболее популярых вопросов как вмифологии, так и в современной литературе, к примеру. В пронизанной атмосферой фанатизма, угнетения и вражды иудео-христианской модели мышления взаимоотношения полов сугубо враждебны, что перешло и в современную европейскую культуру. Но вопрос иногда решался и в пользу сотрудничества. Примером этого и служит Андрогин.
Как точно сформулировал Элиаде, не следует путать Андрогина с Гемафродитом. Второй из них - механическое соединение несоедимого, эткий оксюморон. А первый - гармоническое соединение и примирение противоречий.
Именно в этом изаключается для меня объяснение живучести сейда или близкой к нему английской уикки.
Кстати, претензии на древность этого учения не состоятельны как и аналогичные заявления Кастанеды или автора "Велесовой книги". Все это попытки не реанимировать отжившие религии, а скорее "выдумать" новые на их основе. И положительная роль их заключается в создании новой модели мышления - свободной от угнетения , попыток завладеть властью с помощью унижения. Разница полов - не вина и не проклятие. Это даро и, возможно, самый драгоценный из полученных людьми. В это верили наши языческие предки, и наше дело развить их убеждения. Но это не проповедь распущенности - необходимо четко осознавать зачем ты это делаешь: из прихоти или необходжимости. Твой пратнер делжегн делать тебя сильнее, а не слабее. Женщина, пришедшая в мою постель для меня и есть воплощение Богини, а то что мы с некй делаем действительно создает могучую магическую энергию. В этом, я убежден, и есть суть древних практик.






Все права защищены.©
Designed by O&K


Hosted by uCoz